Базовая информация по дисциплине
«Основы научного и технического творчества» 6 семестр
|
Информация об авторах |
Исаева Марета Завалуевна-ст. препод. кафедры «Информатика и вычислительная техника» Тасуева Милана Рамзановна-ассистент кафедры «Информатика и вычислительная техника» |
|
Цели и задачи дисциплины |
Цель освоения дисциплины «Основы научно-технического творчества» – формирование основы общетехнической подготовки студента, необходимой для последующего изучения специальных инженерных дисциплин, а также приобретение знаний и навыков, необходимых при разработке программного обеспечения и эксплуатации компьютерной техники. Задачи дисциплины: -изучить характеристику качеств творческой инженерной личности; ознакомить будущих инженеров с законами строения и развития техники; изучить структуру, методы формирования и описания технических объектов; ознакомить с основными современными методами научно-технического творчества. Длительность изучения дисциплины: 16 недель Трудоемкость дисциплины: 4 зачетные единицы В результате освоения дисциплины студент должен: знать: – теоретические основы и особенности технического творчества и творческо-конструкторской деятельности; основные виды творчества, направления творческой технической деятельности и методы конструирования; возможности поиска и накопления научно-технической и патентной информации; основы рационализации и изобретательства; методы решения технических творческо-конструкторских и конструкторско-технологических задач; – особенности методики преподавания технического творчества; цели, содержание, методы и организационные формы обучения студентов техническому творчеству уметь: - самостоятельно решать технические, творческо-конструкторские задачи различной направленности; самостоятельно проектировать, организовывать и осуществлять учебный процесс, техническую творческую деятельность учащихся на уроках и во внеклассной деятельности: определять цели обучения, отбирать содержание обучения, формировать у учащихся потребности в знаниях и мотивы учебно-познавательной деятельности, организовывать обучение, осуществлять контроль за обучением, анализировать результаты обучения; пользоваться специальной и справочной литературой, научно-технической и патентной информацией;
владеть: - методами творческого конструирования; методами решения технических, творческо-конструкторских и изобретательских задач и применения их в практической деятельности: в учебном процессе, на производстве и в быту; способами организации и методами преподавания технического творчества учащихся в вузе и учреждениях дополнительного образования; навыками работы с различными инструментами и пользования измерительными приборами. |
|
|
Структура дисциплины |
|
Теоретический материал |
Количество модулей – 4 Количество лекций в каждом модуле – 3; 2; 3; 4 |
|
Практический материал |
По данной дисциплине предусматривается выполнение лабораторных работ по четырем рассматриваемым модулям. Всего 13 работ. |
|
Контрольно-измерительные материалы |
В комплекте тестовых заданий имеется по 20 вопросов к каждому модулю, на ответы отводится 90 минут.
|
Программа дисциплины
|
Модуль |
Темы/Лекции |
Материалы для сопровождения дисциплины |
Контрольно- измерительные материалы |
Направления подготовки |
|
Модуль 1 Методы научно-технического творчества |
1.Эвристические методы научно-технического творчества. 2.Метод мозговой атаки 3.Метод фокальных объектов |
1. Презентации 2. Лабораторные работы |
Тест |
09.03.01. Информатика и вычислительная техника (бакалавриат)
|
|
Модуль 2 Закономерности развития технических систем |
1.Метод контрольных вопросов 2. Алгоритм решения изобретательских задач |
1. Презентации 2. Лабораторные работы |
Тест |
|
|
Модуль 3 Элементы теории решения изобретательских задач |
1.Основные научно-технические черты современности 2.Развитие научно-технического творчества инженера 3. Уровни творческой деятельности инженера |
1. Презентации 2. Лабораторные работы |
Тест |
|
|
Модуль 4. Правовые основы защиты прав интеллектуальной собственности |
1.История становления права интеллектуальной собственности. 2.Результаты интеллектуальной деятельности, охраняемые авторским правом 3.Права, смежные с авторскими 4.Патентное право |
Презентации 2. Лабораторные работы |
Тест |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
основная литература
1.Алексеев В.П. Системный анализ и методы научно-технического творчества: учебное пособие/ Алексеев В.П., Озёркин Д.В.- Томск.: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники,2012.-325c.( ЭБС «IPRbooks»).
2.Аверченков В.И. Основы научного творчества: учебное пособие/ Аверченков В.И., Малахов Ю.А.- Брянск.: Брянский государственный технический университет, 2012.-56 c.(ЭБС «IPRbooks»)
дополнительная литература
1.Соболева В.В. Общий курс физики: учебно-методическое пособие к решению задач и выполнению контрольных работ по физике/ Соболева В.В., Евсина Е.М.-Астрахань.: Астраханский инженерно-строительный институт, ЭБС АСВ, 2013.-250с.(ЭБС «IPRbooks»)
2.Кожухар В.М. Основы научных исследований.-М.: ИТК «Дашков и К°», 2010.-216с.(ЭБС «IPRbooks»)
3.Физика в формулах и схемах/ .-СПб.: Виктория плюс, 2013.-128с. (ЭБС «IPRbooks»)
интернет-ресурсы
1.Зональная научная библиотека: URL: http://www.sgu.ru/library
2.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: URL: http://scool-collection.edu.ru
3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: – URL: http://window.edu.ru
