Базовая информация
по дисциплине «Русский язык и культура речи»-1семестр
|
Информация об авторе |
Хабусиева Тамара Бековна - ст. преподаватель, и.о. зав. Межфакультетской языковой кафедрой
|
|
Цели и задачи дисциплины |
Целями изучения дисциплины «Русский язык и культура речи является формирование современной языковой личности, владеющей теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, обладающей устойчивыми навыками порождения высказывания в соответствии с коммуникативными, нормативным и этическим аспектами культуры речи, то есть способный к реализации в речевой деятельности потенциала. В связи с этим учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» должна решать следующие задачи: познакомить с системой норм русского литературного языка на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом уровне;дать теоретические знания в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в деловом и научном общении;сформировать практические навыки и умения в области составления и продуцирования различных типов текстов, предотвращения и корректировки возможных языковых и речевых ошибок, адаптации текстов для устного или письменного изложения;сформировать умения, развить навыки общения в различных ситуациях;сформировать у студентов сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи на основе изучения её коммуникативных качеств. Длительность изучения дисциплины- 17 недель Трудоемкость дисциплины - 2 зачетные единицы В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: различие между языком и речью; функции языка; коммуникативные качества правильной речи; нормы современного русского литературного языка; различие между литературным языком и социальными диалектами (жаргоны, сленг, арго); основные словари русского языка. уметь: анализировать свою речь и речь собеседника; различать и устранять ошибки и недочеты в устной и письменной речи;правильно и уместно использовать различные языковые средства в данном контексте, передавать логические акценты высказывания, обеспечивать связность текста;находить в предложении или тексте и устранять подходящим в данном случае способом речевые ошибки, вызванные нарушениями литературных норм, а также отличать от речевых ошибок намеренное отступление от литературной нормы, оправданное стилистически;оформлять высказывание в соответствии с нормами правописания;продуцировать текст в разных жанрах деловой и научной речи. владеть:профессионально значимыми жанрами деловой и научной речи, основными интеллектуально-речевыми умениями для успешной работы по своей специальности и успешной коммуникации в самых различных сферах:бытовой, правовой, научной, политической, социально-государственной;отбором языковых единиц и такой их организации, чтобы семантика полученной речевой структуры соответствовала смыслу речи, соединения единиц с точки зрения их соответствия законам логики и правильного мышления, правильного использования средств связности, нахождения различных языковых средств с целью повышения уровня понимания речи адресатом. |
Структура дисциплины
|
Теоретический материал |
Количество модулей - 5 Количество тем в каждом модуле-2 |
|
Практический материал |
Дисциплина сопровождается типовыми текстами, примерами и тематическими упражнениями |
|
Контрольно- измерительные материалы |
В комплекте тестовых заданий имеется по каждому модулю 30 вопросов. На ответы отводится 30 мин. |
Программа дисциплины
|
Модуль |
Темы практических занятий |
Материалы для сопровождения дисциплины |
Контрольно- измерительные материалы |
Направления подготовки |
|
Модуль 1
|
Тема 1. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании русского литературного языка. Тема 2. Основные единицы общения: речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие. Устная и письменная разновидности литературного языка Невербальные средства коммуникации. |
1.Презентации. 2.Материалы по подготовке к выполнению упражнений.
|
Тесты |
Для студентов всех специальностей ГГНТУ им. акад. М.Д. Миллиощикова |
|
Модуль 2
|
Тема 1. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Тема 2. Функционально-смысловые типы речи. Признаки текста. Понятие о монологе и диалоге, полилоге. Правила ведения беседы. |
1.Презентации. 2.Материалы по подготовке к выполнению упражнений. |
Тесты |
|
|
Модуль 3
|
Тема 1.Функциональные стили русского языка, их взаимодействие и характеристики. Общая характеристика. Разговорный стиль. Тема 2. Функциональные стили русского языка, их взаимодействие и характеристики. Научный стиль |
1.Презентации. 2.Материалы по подготовке к выполнению упражнений.
|
Тесты |
|
|
Модуль 4
|
Тема 1. Официально-деловой стиль: разновидности официально-делового стиля. Языковые формулы, приемы унификации служебных документов. Тема 2. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Распорядительные документы. Документы личного характера. |
1.Презентации. 2.Материалы по подготовке к выполнению упражнений.
|
Тесты |
|
|
Модуль 5 |
Тема 1. Основные признаки публицистического стиля. Понятие об ораторском искусстве. Устная публичная речь. Тема 2. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала. Поиск материала. Художественный стиль. |
1.Презентации. 2.Материалы по подготовке к выполнению упражнений.
|
Тесты |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
основная литература
1.Русский язык и культура речи: учебное пособие для студентов вузов/ М.В. Невежина.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.- 351 c.(ЭБС «IPRbooks»)
2.Горовая И.Г. Стилистика русского языка и культура речи: учебное пособие для студентов филологических факультетов вузов/ Горовая И.Г.- Оренбург.: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015.-199c.(ЭБС «IPRbooks»)
3.Решетникова Е.В. Деловая риторика: учебное пособие/ Решетникова Е.В.- Новосибирск.: Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2014.-101c.(ЭБС «IPRbooks»).
дополнительная литература
1.Лапынина Н.Н. Русский язык и культура речи : курс лекций/ Лапынина Н.Н..- Воронеж.: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2012.-161c.( ЭБС «IPRbooks»)
2.Русский язык и культура речи: методические указания по русскому языку для иностранных граждан/.-Нижний Новгород.: Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2014.-52c.(ЭБС «IPRbooks»)
