Базовая информация по дисциплине

 «Основы инклюзивного образования» 2 семестр

Информация об авторах

Исмаилова Л. М., кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой «Социально-гуманитарные дисциплины»

Цели и задачи  дисциплины

Цели дисциплины: формирование у студентов системы научных представлений об инклюзивном образовании лиц с ОВЗ, осуществление их личностно-мотивационной, когнитивной и практической подготовки к реализации инклюзивной модели образования на различных уровнях системы образования, обеспечение доступности образования для всех категорий студентов.

Задачи дисциплины:

- изучение гуманистической системы воспитания, включающей формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива студентов; ознакомление с методологическими и концептуальными основаниями педагогики инклюзии; изучение методов анализа условий, опыта и проблем внедрения практики инклюзии в России и за рубежом; конструирование видов, форм и методов профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования.

Длительность изучения дисциплины: 16 недель

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать:                    

-принципы организации инклюзивного образования на основе учета личностных и возрастных особенностей обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; нормативные документы, основные модели, методологические походы к организации учебной и воспитательной деятельности в условиях инклюзивного образования.

уметь:

- организовывать совместную учебную деятельность для различных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями на основе принципов инклюзии на соответствующем уровне образования.

владеть:

- способностью учитывать особые образовательные потребности обучающихся при осуществлении обучения по профильным  дисциплинам (модулям).

Структура дисциплины

Теоретический

материал

Количество модулей – 3

Количество тем/лекций в каждом модуле -  3;3;2

Практический

материал

По данной   дисциплине предусматривается выполнение практических работ к трем рассматриваемым модулям. Всего 8 практических работ.

Контрольно-измерительные материалы

В комплекте тестовых заданий имеется по 20 вопросов к каждому модулю, на ответы отводится 40 минут.

 

Программа дисциплины

Модуль

Темы/Лекции

Материалы для сопровождения дисциплины

Контрольно- измерительные материалы

Направления подготовки

Модуль 1

Инклюзивное образование как
современная модель образования

1.Инклюзивное образование: понятие, принципы.

2.Психофизиологические особенности детей с ОВЗ.

 3.Психолого-педагогические технологии в инклюзивном образовании.

1. Презентация

2. Практические работы

Тест

38.03.01 Экономика

бакалавриат

 

 

 

 

Модуль 2

Дети с особыми образовательными потребностями: психолого-педагогическая характеристика

4. Воспитание образование и развитие детей с ОВЗ.

5. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей.

6.Понятие коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация.

1. Презентация

2. Практические работы

Тест

Модуль 3

«Особые» дети в основном образовании

7.Дети с особыми образовательными потребностями в инклюзивном образовательном пространстве.

8.Педагогические технологии и стратегии в инклюзивном образовании.

1. Презентация

2. Практические работы

Тест

 

Учебно-методическое и  информационное  обеспечение   дисциплины:

1.Андреева А.А. Основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями : учебное пособие / Андреева А.А.. — Тамбов : Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2019. — 121 c. —URL: https://www.iprbookshop.ru/109758.html

2.Ромодина А.М. Инклюзивные технологии в России и за рубежом: учебное пособие : практикум / Ромодина А.М., Молодчик А.В., Молодчик Е.Л.. — Челябинск : Южно-Уральский технологический университет, 2023. — 71 c.— URL: https://www.iprbookshop.ru/127208.html

3.Семенова Л.Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования : учебно-методическое пособие / Семенова Л.Э.. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 84 c.— URL: https://www.iprbookshop.ru/84679.html

4.Психолого-педагогические технологии инклюзивного образования : учебное пособие / . — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 104 c.— URL: https://www.iprbookshop.ru/92740.html