Базовая информация по дисциплине
«Основы инклюзивного образования» 2 семестр
|
Информация об авторах |
Исмаилова Л. М., кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой «Социально-гуманитарные дисциплины» |
|
Цели и задачи дисциплины |
Цели дисциплины: формирование у студентов системы научных представлений об инклюзивном образовании лиц с ОВЗ, осуществление их личностно-мотивационной, когнитивной и практической подготовки к реализации инклюзивной модели образования на различных уровнях системы образования, обеспечение доступности образования для всех категорий студентов. Задачи дисциплины: - изучение гуманистической системы воспитания, включающей формирование нравственно-психологического климата внутри коллектива студентов; ознакомление с методологическими и концептуальными основаниями педагогики инклюзии; изучение методов анализа условий, опыта и проблем внедрения практики инклюзии в России и за рубежом; конструирование видов, форм и методов профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Длительность изучения дисциплины: 16 недель Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы В результате освоения дисциплины студент должен: знать: -принципы организации инклюзивного образования на основе учета личностных и возрастных особенностей обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями; нормативные документы, основные модели, методологические походы к организации учебной и воспитательной деятельности в условиях инклюзивного образования. уметь: - организовывать совместную учебную деятельность для различных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями на основе принципов инклюзии на соответствующем уровне образования. владеть: - способностью учитывать особые образовательные потребности обучающихся при осуществлении обучения по профильным дисциплинам (модулям). |
|
Структура дисциплины |
|
|
Теоретический материал |
Количество модулей – 3 Количество тем/лекций в каждом модуле - 3;3;2 |
|
Практический материал |
По данной дисциплине предусматривается выполнение практических работ к трем рассматриваемым модулям. Всего 8 практических работ. |
|
Контрольно-измерительные материалы |
В комплекте тестовых заданий имеется по 20 вопросов к каждому модулю, на ответы отводится 40 минут.
|
Программа дисциплины
|
Модуль |
Темы/Лекции |
Материалы для сопровождения дисциплины |
Контрольно- измерительные материалы |
Направления подготовки |
|
Модуль 1 Инклюзивное
образование как |
1.Инклюзивное образование: понятие, принципы. 2.Психофизиологические особенности детей с ОВЗ. 3.Психолого-педагогические технологии в инклюзивном образовании. |
1. Презентация 2. Практические работы |
Тест |
38.03.01 Экономика бакалавриат
|
|
Модуль 2 Дети с особыми образовательными потребностями: психолого-педагогическая характеристика |
4. Воспитание образование и развитие детей с ОВЗ. 5. Содержание, принципы, формы и методы воспитания и образования аномальных детей. 6.Понятие коррекции и компенсации. Социальная реабилитация и социальная адаптация. |
1. Презентация 2. Практические работы |
Тест |
|
|
Модуль 3 «Особые» дети в основном образовании |
7.Дети с особыми образовательными потребностями в инклюзивном образовательном пространстве. 8.Педагогические технологии и стратегии в инклюзивном образовании. |
1. Презентация 2. Практические работы |
Тест |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
1.Андреева А.А. Основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями : учебное пособие / Андреева А.А.. — Тамбов : Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, 2019. — 121 c. —URL: https://www.iprbookshop.ru/109758.html
2.Ромодина А.М. Инклюзивные технологии в России и за рубежом: учебное пособие : практикум / Ромодина А.М., Молодчик А.В., Молодчик Е.Л.. — Челябинск : Южно-Уральский технологический университет, 2023. — 71 c.— URL: https://www.iprbookshop.ru/127208.html
3.Семенова Л.Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования : учебно-методическое пособие / Семенова Л.Э.. — Саратов : Вузовское образование, 2019. — 84 c.— URL: https://www.iprbookshop.ru/84679.html
4.Психолого-педагогические технологии инклюзивного образования : учебное пособие / . — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2017. — 104 c.— URL: https://www.iprbookshop.ru/92740.html
