Базовая информация  по дисциплине «Чеченский язык»-2 семестр

 

Информация об авторе

Джанаралиева Зульфия Килабовна - преподаватель Межфакультетской языковой кафедрой

 

 

Цели и задачи дисциплины

        Целями изучения дисциплины  «Чеченский язык» является – повышение уровня практического владения современным чеченским литературным языком  у специалистов нефилологического профиля в разных сферах функционирования чеченского языка в его письменной и устной разновидностях; овладение  навыками и знаниями в этой области и совершенствование имеющихся, что неотделимо от углубленного понимания основных, характерных свойств чеченского языка как средства общения и передачи информации, а также расширение общегуманитарного кругозора, опирающегося на владение богатым коммуникативным, познавательным и эстетическим потенциалом родного языка студентов.

  В связи с этим учебная дисциплина «Чеченский язык» должна решать следующие задачи:

- познакомить с литературным языком и диалектами чеченского языка; на фонетическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом уровне;

- дать теоретические знания основных правил чеченской орфографии и орфоэпии, словообразовании, словоупотребления (лексики), морфологии и синтаксиса;

- сформировать умения, развить навыки общения в различных ситуациях;

- сформировать у студентов сознательное отношение к своей и чужой устной и письменной речи.

Длительность изучения дисциплины- 17 недель

Трудоемкость дисциплины - 2 зачетных единицы

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

 - функции языка; коммуникативные качества правильной чеченской речи; различие между литературным чеченским языком и социальными диалектами; основные словари чеченского языка.

уметь:

- различать и устранять ошибки и недочеты в устной и письменной чеченской речи; правильно и уместно использовать различные языковые средства в данном контексте, передавать логические акценты высказывания, обеспечивать связность текста; оформлять высказывание в соответствии с нормами чеченского правописания.

владеть:

- профессионально литературным языком, основными интеллектуально-речевыми умениями для успешной работы по своей специальности и успешной коммуникации в самых различных сферах — бытовой, правовой, научной, политической, социально-государственной; отбором  языковых единиц, чтобы семантика полученной речевой структуры соответствовала смыслу речи, соединения единиц с точки зрения их соответствия законам логики и правильного мышления, правильного использования средств связности, нахождения различных языковых средств с целью повышения уровня понимания речи адресатом.

Структура  дисциплины

Теоретический

материал

Количество модулей - 5

Количество тем в каждом модуле - 2;1; 1; 6;1.

Практический

материал

Дисциплина  сопровождается типовыми текстами, примерами  и тематическими упражнениями

Контрольно- измерительные материалы

В комплекте тестовых заданий имеется по каждому модулю 30 вопросов. На ответы отводится  45минут


Программа   дисциплины

Модуль

Темы теоретических занятий

Материалы для сопровождения дисциплины

Контрольно- измерительные материалы

Направления

подготовки

МОДУЛЬ

1

 

 

 

 

 

Тема 1.Нохчийн йозан литературни мотт, коьрта диалекташ. Нохчийн меттан 1илманчаш, коьрта газеташ, журналаш.

Тема 2. Фонетика: аз, мукъа а, мукъаза а аьзнаш. Графика: абат, шала а, шалха а элпаш.

 

1.Теоретический материал.

2.Материалы по подготовке к выполнению упражнений.

3.Презентации.

       Тесты

 

Для студентов всех специальностей и направлений

 

 

МОДУЛЬ 2

 

 

Тема 1. Лексика: омонимаш, синонимаш, антонимаш, архаизмаш, неологизмаш, т1еэцна дешнаш.

1.Теоретический материал.

2.Материалы по подготовке к выполнению упражнений.

3.Презентации

       Тесты

 

 

МОДУЛЬ 3

 

 

 

Тема 1. Дошкхолладалар (дешан х1оттам: чаккхе, лард, орам, дешхьалхе, суффикс ).

 

1.Теоретический материал.

2.Материалы по подготовке к выполнению упражнений.

3.Презентации

       Тесты

 

МОДУЛЬ  4

 

 

 

 

 

Тема 1. Ц1ердош: терахьаш, дожарш, легарш, классаш.

Тема 2.Билгалдош: мухаллин, доладерзоран, юкъаметтигаллин.

Тема 3. Терахьдош: масаллин,рог1аллин, эцаран, декъаран, дакъойн, гулдаран, билгалза-масаллин.

Тема 4. Ц1ерметдош. Ц1ерметдешан тайпанаш.

Тема 5. Хандош: хенаш, классан гайтам, саттамаш.

Тема 6. Куцдош. Куцдешан тайпанаш.

1.Теоретический материал.

2.Материалы по подготовке к выполнению упражнений.

3.Презентации

       Тесты

 

МОДУЛЬ 5

Тема 1. Нохчийн меттан синтаксис. Предложени, предложенин тайпанаш. Цхьалхе а, чолхе а предложени.

1.Теоретический материал.

2.Материалы по подготовке к выполнению упражнений.

3.Презентации

       Тесты

 

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

основная литература

1.Эдилов С.Э. Нохчийн литература. Хрестомати  9 класс.- Грозный.: АО «ИПК «Грозненский рабочий»,2019. -176с.(библиотека кафедры)

2.Арсанукаев А.М., Эдилов С.Э. Нохчийн литература 9 класс.- Грозный.: АО «ИПК «Грозненский рабочий»,2019. -256с. (библиотека кафедры)

3.Джамалханов З.Д., Т.Н. Чинхоева. М.Р. Овхадов. Правила правописания на чеченском языке. Учебник для 10-11классов.  - Грозный: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2019-250с. (библиотека кафедры)

4.Эдилов С.Э. Нохчийн литература: 1амат: 5 класс: - Грозный.: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2018.-150с. (библиотека кафедры)

 

5.Эдилов С.Э. Нохчийн литература: 1амат: 6 класс: - Грозный.:АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2018. -195с. (библиотека кафедры)

6. Эдилов С.Э. Нохчийн литература: 1амат: 7класс:  - Грозный.: АО «ИПК «Грозненский рабочий», 2018. -176с. (библиотека кафедры)

7.Ахмадова Л.Д, Ахмедова З.А. Методические рекомендации по дисциплине «Чеченский язык» (для всех специальностей). – Грозный: ГГНТУ, 2014. -  65с.(библиотека ГГНТУ)

8.Ахмадова Л.Д, Ахмедова З.А. Сборник упражнений для самостоятельной работы   по чеченскому языку. – Грозный: ГГНТУ, 2013-35с.(библиотека ГГНТУ)

дополнительная литература

1. Мациев А.Г. Чеченско-русский словарь. -  Москва.: Издательство иностранных и  национальных  словарей,1962-622с. (библиотека кафедры)

2. Арсанукаев А.М.  Нохчийн яздархой.  I том.- Грозный.: Арфа-Пресс, 2012-360с. (библиотека кафедры)

3. Арсанукаев А.М.  Нохчийн яздархой. II том кн. 1- Грозный.: Арфа-Пресс, 2014 -399с. (библиотека кафедры)

4. Арсанукаев А.М.  Нохчийн яздархой. II том кн. 2- Грозный.: Арфа-Пресс, 2015 -362с.

(библиотека кафедры)

 

Интернет- ресурсы

1.https://lib.govzalla.com/ -Вайнахская библиотека 

2.http://biblioteka-chr.ru/   -Национальная библиотека ЧР им. А.Айдамирова 

 


  Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине «Иностранный язык» - 2 семестр

Базовая информация по дистанционному курсу

Информация об авторах 

Идигова Жанна Руслановна старший преподаватель кафедры “МФЯК”.

Цель курса

Длительность курса -14 (недель)

Трудоёмкость курса -  шесть зачетных единиц

-В данном курсе излагаются основные понятия и задачи обучения иностранному языку.

-Одна из главных задач курса – показать структуру английского языка (фонетику, лексику, грамматику); дать теоретические знания в области нормативного и целенаправленного употребления языковых средств в общении.

-Курс ориентирован на изучение иностранного языка   специалистов нефилологического профиля.

-В курсе рассматриваются смежные вопросы, относящиеся к предмету «Русский язык и культура речи». 

-Преподавание курса предполагает приобретение компетенций: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной.

- В курсе будут разбираться практические упражнения на все темы 

Структура курса

Теоретический материал курса

-Количество модулей-4

-Количество тем в каждом модуле -3

Практический материал  

Дистанционный курс сопровождается примерами и упражнениями.

Контрольно-измерительные материалы

В комплекте тестовых заданий имеется по каждому модулю 40 вопросов.

Вариант тестового контроля формируется из 20 вопросов, на ответы которых отводится 45 мин.


Базовая информация по дистанционному курсу

Информация об авторах

Маташева Харзан Пашаевна – к.э.н., доцент кафедры «В и ПМ»; Дацаева Лала Шамсудиновна – к.э.н., доцент кафедры «В и ПМ»;

Цель курса:

 Длительность курса – 17 недель · Трудоемкость курса - 4 зачетные единицы · В данном курсе излагаются основные понятия и задачи разделов математического ана-лиза: «Дифференциальное исчисление функции одной переменной» и «Дифференци-альное исчисление функции нескольких переменных». · Основной целью дисциплины является вооружение будущих специалистов прочными знаниями, умениями и навыками в области математического анализа, позволяющими им успешно справляться с задачами профессиональной деятельности. · Основными задачами дисциплины являются: 1) формирование у студентов теоретических знаний и умений, необходимых для изу-чения других разделов математики, в частности, интегрального исчисления и диффе-ренциальных уравнений;

2) формирование у студентов теоретических знаний и умений, необходимых для изу-чения дисциплин профессиональной подготовки. · Преподавание курса предполагает приобретение компетенций ОК-7, ОПК-3. · В курсе будут разбираться лекции, практические примеры, далее студентам будет пред-ложено пройти тестирование.

Структура курса

Теоретический материал курса

- Количество модулей – 4 

- Количество тем /лекций в каждом модуле – от 5 до 9

Практический материал

Дистанционный курс сопровождается примерами, типовыми задачами или тематическими упражнениями

Контрольно-измерительные материалы

В комплекте тестовых заданий имеется по каждому модулю от 50 до 90 вопросов. Вариант тестового контроля формируется из 10 вопросов по 10 баллов, ответы на которых от-водится 90 мин